Есть момент, когда ты смотришь на свои фотографии и думаешь:
«Ну вот и что в этом такого?»
Открываешь работы других — и кажется, что у всех вокруг всё круче, свет точнее, эмоции живее.
И ловишь себя на мысли: а может, я вообще не фотограф?
Это и есть эффект самозванца.
И если ты это чувствуешь — поздравляю, ты живой.
У фотографов этот эффект особенно коварный.
Потому что у нас нет чётких критериев «классно» или «плохо».
Есть только вкус, насмотренность и ощущение момента.
А вкус растёт быстрее, чем навык.
Поэтому ты видишь, что именно не так, но ещё не можешь это исправить.
Отсюда и ощущение, будто «я хуже всех».
Я через это проходил не раз.
Каждый раз, когда начинаешь снимать что-то новое — будто откатываешься назад.
Свадьбы, фитнес, студия, репортаж — как только меняешь жанр, мозг включает режим «ты ничего не умеешь».
Но на самом деле, это не откат — это рост.
Пока тебе кажется, что ты плохой — ты растёшь.
Когда начинаешь думать, что ты гений — наоборот, остановился.
Что с этим делать?
1. Сравнивать только себя с собой.
Возьми свои съёмки год назад и сейчас. Вот там — настоящая разница.
2. Не смотреть слишком много чужих работ перед съёмкой.
Они легко убивают уверенность. Лучше вдохновиться после, а не до.
3. Не ждать разрешения.
Никто не придёт и не скажет: «всё, теперь ты настоящий фотограф».
Ты им становишься в тот момент, когда берёшь камеру и снимаешь.
4. Ошибаться на людях.
Пока ты не начнёшь показывать свои работы, ты будешь вариться в голове.
А в голове критик всегда громче, чем зритель.
5. Собирать отзывы.
Отзывы нам нужны не только чтобы показать другим, что мы умеем снимать, но и чтобы в момент, когда считаешь себя хуже остальных открыть их и прочитать что о твоей работе думают люди, которых ты снимал.
Эффект самозванца не уходит — он просто становится тише.
Он не враг. Он как тихий сигнал, что тебе всё ещё не всё равно.
И если ты это чувствуешь — значит, ты не стоишь на месте.
А это самое ценное, что может быть у фотографа.
Больше статей в ТГ: https://t.me/peterfilmzone
















