Top.Mail.Ru
Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Солнце — штука коварная. Оно вроде бы красиво заливает локацию, всё ярко и живо, но стоит навести камеру — и вот у тебя жёсткие тени под глазами, пятна света на лице, прищур, засветы, и всё куда-то проваливается. Но работать-то всё равно нужно. Так что — разберёмся, как можно снимать на ярком солнце и при этом получать нормальные кадры.

1. Съёмка в тени

Самый простой способ обойти солнце — спрятаться от него. Деревья, стены зданий, козырьки — всё, что даёт рассеянную тень, уже спасает.

Плюсы:

— нет жёстких теней и бликов
— свет мягкий и равномерный
— можно спокойно строить кадр и не бояться пересвета

Минусы:
— может быть слишком плоский свет
— иногда тень даёт странные паразитные оттенки (зеленцу от листвы, например)
— не везде найдёшь тень — особенно в полях, на пляже и прочих открытых пространствах
— температура заднего плана, который будет освещен солнцем будет гораздо теплее и весь кадр может выглядеть слишком желтым

Что делать:
Следите, чтобы фон не был суперярким — иначе он будет выбиваться, а человек провалится. Лучше находить тень, где фон тоже тёмный. Или добавлять свет (вспышкой или отражателем).

2. Солнце позади

Если поставить человека спиной к солнцу — можно получить красивый контровой свет.

Плюсы:

— волосы подсвечиваются, появляется «ореол»
— никаких теней на лице
— можно получить атмосферные кадры

Минусы:
— лицо оказывается в тени (придется доставать масками на обработке)
— кадр может получиться «плоским», если не подсветить
— могут появляться засветы, если солнце попадает прямо в объектив

Что делать:
Добавить заполняющий свет — отражателем или вспышкой.
Следить, чтобы солнце не попадало напрямую в линзу (или использовать бленду/руку/дерево, чтобы его закрыть).

3. Солнце спереди (в лицо)

Самое контрастное решение. Свет жёсткий, человек щурится, тени от носа и глаз — как у панды.

Плюсы:

— можно получить драматичный и контрастный кадр
— интересный художественный эффект, если это задумано

Минусы:
— все морщатся
— жесткие тени
— мало кто хорошо выглядит при таком свете

Что делать:
Избегать такой постановки, если не снимаете брутальный портрет или спорт.
Или — добавить мощный источник света, который «забьёт» солнце и смягчит лицо.
Можно использовать прозрачный рассеиватель (white diffuser) над моделью — например, от отражателя 5в1.

4. Отражатель

Простое, но очень мощное средство. Можно подсветить лицо, даже когда солнце позади. Иногда отражателем могут выступать здания нейтральных цветов.

Плюсы:

— работает везде
— недорого
— можно подсветить точечно нужную зону

Минусы:
— нужен ассистент (или штатив с прищепкой)
— можно переборщить и пересветить лицо
— на ветру — тот ещё квест

Что делать:
Ставить отражатель не слишком близко и не «в лоб». Лучше чуть сбоку, чтобы смягчить тени, а не выжечь лицо.
И не забывать следить за бликами — особенно в глазах и на лбу.

5. Внешняя Вспышка

Если свет нужен мощный и направленный — это ваш вариант. Накамерная вспышка тут не поможет, даже обычная вспышка может не дать никакого эффекта (зависит от яркости солнца). Вам понадобится что-то мощнее, например — Godox AD200, она может перебить солнце и сделать хороший рисунок.

Плюсы:

— позволяет «перебить» солнце и создать свой рисунок света
— можно подсветить человека, оставив фон в легкой дымке
— хорошо работает в репортаже, когда солнце постоянно двигается
— можно вытаскивать тени, если солнце как рисующий источник света

Минусы:
— нужна мощная вспышка
— настраивать сложнее
— может быть неестественный свет, если неправильно подобрать мощность

Что делать:
Ставить вспышку не на камеру, а сбоку, через стойку. Тогда свет будет объёмный.
И помнить, что даже в полдень можно работать — если у вас есть хороший свет.

6. Съёмка с рассеивателем между человеком и солнцем

Если совсем деваться некуда и солнце жарит прямо в лицо — можно просто поставить рассеиватель (диффузор) между моделью и солнцем. Это даст мягкий свет, примерно как в облачную погоду. Всё то же самое, только ты сам создаёшь себе тень.

Рассеиватель бывает складной, лёгкий, можно держать в одной руке или попросить помощника. Если снимаешь один — можно воткнуть в стойку или даже повесить на дерево/штатив.

Плюсы:
— свет становится мягким, тени пропадают
— не щурятся глаза
— не нужно бегать в поисках естественной тени

Минусы:
— если сильный ветер — может улететь
— нужен помощник или крепление
— иногда всё равно будет легкий пересвет по краям, если солнце сильно активное

7. Съёмка в полдень (самое жёсткое солнце)

Это то, что часто бывает летом на свадьбах, фотосессиях в парках или просто по графику клиента. Солнце высоко, тени под носом и глазами — самые некрасивые.

Что делать:
— Всё, что описано выше: найти тень, использовать рассеиватель, ставить отражатель.
— Можно снимать с высокими углами — чтобы не было прямой тени от бровей.
— Если совсем всё плохо — найти любую светлую стену, чтобы от неё отражался мягкий свет.
— В крайнем случае — снимать в чёрно-белом: жесткий свет в ЧБ иногда выглядит даже стильно.

8. Съёмка «в голубом часе» (Bright overcast)

Когда солнце есть, но скрыто тонкой дымкой. Свет рассеянный, без теней. Это часто бывает летом днём, когда вроде бы солнце, но как через тонкую вуаль.

Плюсы:
— нет резких теней
— всё мягко и приятно по тону
— удобно для портретов

Минусы:
— может быть немного «мыльно» по восприятию — не хватает контраста
— иногда приходится тянуть свет в постобработке

9. Использование задников/предметов для теней

Иногда можно снимать и на солнце, если использовать, например, кружевную тюль, сетку, пальмовые листья или жалюзи, чтобы получить интересный световой рисунок на лице/теле.

Это уже художественная съёмка, но такие вещи можно планировать заранее.

10. Работа с ND-фильтром

Если хочешь открыть диафрагму при ярком солнце (например, f/1.4 днём), без ND-фильтра не обойтись. Он снижает общую яркость кадра, позволяя работать в светосильной оптике.

11. Съёмка силуэтов

Когда солнце прям яркое и никакого объёмного света из него не выжать — можно просто сделать силуэт. Это когда мы экспонируемся по фону, а человек в кадре остаётся тёмным, без деталей.

Самое простое — встать спиной к солнцу, а модель поставить на фоне неба или яркого окна (если в помещении). Камеру настраиваем так, чтобы фон получился нормальным по свету — и человек затемняется. Получается контрастная графичная картинка. Может быть очень эффектно.

Плюсы:
— красиво, графично
— не нужно думать про свет на лице
— можно снимать даже в полдень

Минусы:
— нет деталей в лице и одежде
— важно хорошее разделение фигуры и фона
— поза и форма силуэта должны быть читаемыми, иначе будет каша

И что в итоге?

Съёмка при ярком солнце — это не проклятие, а просто другая ситуация.
Она требует больше внимания, больше подготовки и больше решений.
Можно уйти в тень, можно работать в контровике, можно подмешивать свет, можно таскать с собой отражатель и вспышку.

Главное — не снимать «как есть», надеясь на авось.
Потому что «авось» при солнце — это потом тени под глазами и лицо, как у варёного рака.

Учитесь управлять светом — и солнце станет союзником, а не врагом.

Статьи

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Как тайминг свадьбы влияет на фотографии?

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Как добиться идеального пресса на фото (без магии фотошопа)

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

ПРОКАЧКА: Чем полезна съёмка бытовых сюжетов (и почему это не скучно)

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Главная ошибка при просмотре туториалов

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Зачем я снимаю детали на свадьбе?

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Почему я предпочитаю обсуждать съёмки не по телефону

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Как расслабиться перед камерой

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

ПРОКАЧКА: Тематические подборки

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Бьюти-портрет: что это такое и зачем он нужен?

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Почему свет в фитнес-фотосессии важнее техники?

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

ПРОКАЧКА: Видим цвет по-новому

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

ПРОКАЧКА: Поиск парных фото

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Почему снимки с гостями — это обязательная часть свадебной съемки?

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

ПРОКАЧКА: Учимся у кино

Как фотографировать при ярком солнце (и не сойти с ума)

Какой загар нужен для фитнес-фотосессии?